Четверг, 18.04.2024, 22:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Светланы Шайхитдиновой

Научная работа

Главная » 2010 » Ноябрь » 22 » Медиаконвергенция и гуманитарные проблемы современности
14:36
Медиаконвергенция и гуманитарные проблемы современности

С.К.Шайхитдинова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, зав.кафедрой журналистики

 

Медиаконвергенция и гуманитарные проблемы современности

Так называется исследовательский проект коллектива кафедры журналистики КФУ. Отправные моменты исследования изложены в данной публикации.

 

Актуальность осмысления наблюдаемых вокруг нас перемен связана с глобальными изменениями социокультурного ландшафта, происходящими в последние несколько десятилетий. Эти изменения принято связывать с техническим и технологическим прогрессом. В теоретической литературе представлены разные точки зрения относительно роли этого прогресса:  от его идеализации – до демонизации. Таким образом, с нашей точки зрения, отдается дань  монокаузальности и эволюционизму. Выведение природы  культурного целого не из  предзаданной теологии, а из сформированного и освоенного конкретным историческим временем и пространством способа освоения мира, открывает перед  исследователем возможность обнаружить глубинные механизмы   тех или иных культурных, а вслед за этим – и общественных, -  процессов.

Для предпринимаемого исследования  актуален тезис современных социальных философов о том, что в наше время принципиально изменился характерный для культуры Западной Европы  способ означивания, определяющий отношение субъекта мысли к слову и к вещи (М.Фуко). Если в культуре классического и позднего модерна  такие элементы структурной основы культурной модели как  «мысль-слово-вещь» сохраняли свою автономию, то постмодерн явил уникальную, прежде не существовавшую,  форму их отношения, основанную на  интеграции и де-дифференциации [1]. Образно говоря, на смену классицизму в картине мира 16-18 веков, и реализму в картине мира    19 века-первой половины 20 века пришел  «импрессионистский кубизм»  наших дней.  Таков стиль жизни, который стирает границы между актами творения и восприятия,  который стремится  вобрать в себя мимолетные впечатления,  превращая их тут же в отчужденный от человека «мультимедийный» информационный продукт, вовлекаемый во фрагментированную  картину мира. Последняя предстает как «сцена-зрительный зал»  постоянно меняющейся реальности-трансформера.

История  учит, что общественное сознание получает толчок к активному освоению той или иной идеи, когда она начинает затрагивать экономические и политические интересы. Наиболее динамичным сектором современной социальной системы являются средства массовой коммуникации и связанный с ними медиабизнес. В первую очередь именно здесь  процессы интеграции    заявили о себе на институциональном уровне – в виде  конвергенции  деятельности медиахолдингов. Заметим, что горизонтальная и вертикальная концентрация и монополизация капитала происходит в ходе индустриализации средств массовой информации с 19 века, однако о наблюдаемых при этом конвергентных практиках  активно заговорили только в наши дни. Вопрос не только в том, что универсальный журналист оказывается более выгодным по сравнению с узким специалистом. Вопрос в том, что извлечение прибыли из  эксплуатации глобального цифрового пространства требует соответствующих площадок и компетенций, представляющих собой особую интеграцию прежних навыков и умений, требует «конвергентного коммуникатора».

Свою лепту в формирование  социального заказа на такого специалиста внесла российская политика, конвергентно освоившая рыночные законы.  Разрушение в период постсоветских трансформаций общенациональной идеологии привело к  корпоративизации  социокультурного пространства: интересы «своей» организации для обывателя сегодня подчас важнее, чем общественные интересы, (понимание, в чем они заключается, кстати, для нынешнего молодого поколения оказывается проблематичным). Произошедшая в этом контексте девальвация  таких общественно значимых сфер деятельности, как журналистика, имела своим результатом приравнивание ее к PR и рекламе – к сервисным службам, ориентированным на  групповые потребности.    Конвергенция навыков пресс-секретаря и редакционного работника, конвергенция   журналистских жанров с функциями «мягкой рекламы», конвергенция общественно-значимой информации с коммерчески выгодной  - все это суть  обычные практики в современных российских СМИ.

Обозначенные тенденции подпитываются известными техническими и технологическими  новшествами в сфере коммуникаций, которые проникают в каждый дом, доходят до каждого человека. «Импрессионистско-кубистическая» картина мира изменила роль знаний: поскольку востребуется лишь их технологическая приложимость, которая постоянно меняется, их ценность как символического капитала сделалась ничтожно мала.  Это  отразилось на академическом образовании: из него уходит то, что в силу своей уникальности и стабильности не может быть вписано в изменчивые конвергентные процессы – личностная, мировоззренческая компонента.

В этих условиях  актуальна позиция ученого, который удерживает в поле своего зрения не только важные с практической точки зрения стороны объекта изучения, но и всю полноту возможных его изменений и их социокультурных последствий. Эта позиция важна вдвойне для того, кто несет ее в студенческую аудиторию будущим специалистам-гуманитариям.

Цель   предпринимаемого исследования, таким образом, заключается в определении отношения медиаконвергенции к «ситуации человека». «Ситуация» в данном случае представляет собой некое аналитически нерасчлененное конкретно-историческое бытование проблемы сущности и существования человека, феноменальности его жизни, ее  права на автономность и уникальность [2]. Применительно к медиаобразованию речь идет о том, что оно не в праве упускать из виду гуманистические ориентиры. Перед перспективой глобальной медиаконвергенции проблемными становятся вопросы  социокультурной преемственности поколений,  эффективных гражданских коммуникаций, удовлетворения реальных информационных потребностей людей, творческого самовыражения индивида, его безопасности перед лицом конвергентных манипулятивных медиа, вопросы социальной ответственности журналиста, его авторской позиции.

Разработанность темы исследования. Уже существует проект курса по конвергентной журналистике для  бакалавра. В результате изучения дисциплины студент должен 1) знать структуру работы конвергентной редакции, специфику новых «on-line» форматов и новых каналов доставки, особенности производства мультимедийных информационных продуктов, возможности интерактивных карт и графиков (инфографики); 2) уметь снимать, редактировать, оптимизировать и фрагментировать изображения для WEB, записывать, редактировать и сводить аудио для Сети, работать с видеоматериалом, использовать сетевые службы для создания интерактивных карт, вести и оптимизировать собственный профессиональный блог; 3) владеть навыками организации интерактивного общения со своей аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии.

В помощь преподавателю опубликован ряд книг по этой тематике. Остановимся на двух учебных пособиях, выпущенных в текущем году. «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные», - так называется книга, изданная Высшей школой журналистики и фондом социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА» в рамках проекта «Укрепление потенциала и эффективности региональных СМИ путем обучения мультимедийному подходу в освещении социальных проблем». Основные авторы этой книги – действующие журналисты, руководители редакций, специалисты поисковых систем -  размышляют о «конвергентном» скачке и переходе к мультимедиа. Рассуждая о том, что означает «стирание границ» между такими медиа как телефон, почта, телеграф и  СМИ, Илья Кирия, профессор кафедры медиаменеджмента и медиабизнеса отделения деловой и политической журналистики ГУ-ВШЭ,  ссылается  на  норвежских ученых Андерса Фагерйорда и Танью Сторсул. Согласно им возможно  как минимум шесть  интерпретаций медиаконвергенции.

Конвергенция сетей предполагает превращение аналогового сигнала в цифровой, делая, таким образом, абсолютно безразличным то, какие данные и какой вид коммуникационного сообщения транслировать. Примером здесь может выступать появление современных цифровых кабельных телевизионных сетей, которые позволяют транслировать не только телевизионную картинку, но и, например, компьютерные данные.

Конвергенция терминалов предполагает объединение некогда различных устройств в единое мультифункциональное устройство, предназначенное для приема и потребления информации. Такое объединение становится возможным благодаря  тому, что цифровой контент может представлять собой любой вид коммуникации. Наряду с компьютером, который стоит на нашем столе,  таким конвергентным терминалом могут стать наладонные миникомпьютеры,  ноутбуки,  многофункциональные телевизионные приставки.


Продолжение

Просмотров: 3295 | Добавил: Mandarinka | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 работа  
0
хороший материал

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив записей

SHAYHITDINOVA.AT.UA© 2024
Все используемые материалы, размещенные на сайте, являются собственностью их изготовителя (владельца прав) и охраняются законом. Эти материалы предназначены только для ознакомления!
Конструктор сайтов - uCoz