С.К.Шайхитдинова,
зав.кафедрой
журналистики Казанского ГУ,
д.ф.н., профессор
Историко-антропологические
основания медиакультуры
По интенсивности использования тех или иных научных дефиниций, по тому,
какой «угол зрения» по отношению к ним преобладает, можно получить представление о тенденциях общественного развития. Старшее
поколение помнит, что одним из характерных штрихов 60-х годов ХХ века был спор
между «физиками» и «лириками». В этом
контексте утверждение реалий
информационной цивилизации ознаменовалось попытками вывести из точных наук на гуманитарное направление
термины, производные от понятий «информация», «коммуникация». Общественное
развитие имеет, как известно, спиралевидный характер. В начале ХХI века неоконченный спор, похоже, продолжен. К обозначенному ряду слов
примкнули «медиа».
Автор
статьи анализирует исследовательскую
ситуацию, сложившуюся сегодня в прикладном секторе отечественной медиатеории,
- в коммуникативистике, - которая не
может не оказывать влияния на характер философского освоения темы. Обосновывается
идея о том, что гуманитаризация искомой дефиниции в российском
теоретическом дискурсе возможна в культурологической парадигме – через понятие
медиакультуры, трактуемой на историко-антропологических основаниях.
Тоффлер против Маклюэна
Наш мир
медиатизирован медиаиндустрией, а мы – часть медиареальности, сформированной во
многом медиарынком; мы получаем
медиаобразование, спорим над медиапедагогикой, испытываем на себе медиаэффекты массмедиа,
страдаем от медиастрессов и очень нуждаемся в медиаэтике и… в медиалюбви. Прежде
«сообщением казалось "содержание” и люди имели привычку спрашивать, например, о чем эта картина.
Между тем, им никогда не приходило в голову спрашивать, о чем эта мелодия, или
о чем этот дом или одежда…». В лице Маршалла Маклюэна западное общество
обрело полвека назад «Рыцаря медийного общества» (В Гаков). Однако не прошло и
двух десятилетий, как теоретик Третьей
волны Элвин Тоффлер обратился к уже искушенной массовыми коммуникациями публике
с идеями противоположной направленности:
медиа нельзя превозносить, их надо опасаться.
Провозвестник
футурошока был воспринят широкой российской аудиторией раньше Маклюэна: отрывки
из его книг публиковались в наших журналах еще в начале 70-х. Так или иначе, но мысль о рисках, которые содержатся в «зомбирующих» массовое
сознание медийных продуктах, в большей степени определяет тональность
отечественной коммуникативистики, нежели мысль о пользе, которую эти продукты
несут. Одна из причин такого положения дел может быть связана с особенностью российского
менталитета, на которую указывает Даниил Дондурей, говоря о наблюдаемой нами
«великой виртуальной революции», когда эмпирическая реальность оказывается под
прямым влиянием «отредактированной,
придуманной» реальности телевидения:
«Выбор и интерпретации основных сюжетов, контекстов их восприятия особенно
важны для России – стране невероятно семиотической, тесно связанной с жизнью
слов. Здесь, по меткому наблюдению одного из советологов, даже "колбаса растет из слов”, из византийской игры со смыслами».
Было время, когда советские
теоретики журналистики, сравнивая «коммуникацию» и «общение», делали выбор в
пользу второго, «человеческого» термина. В 90-е годы надсубъектный смысл
понятия «коммуникация», акцентированный определением «массовая», повлек за
собой утверждение новоявленного для молодой российской коммуникативистики
объекта исследования – символической медиареальности. Делая два года назад
обзор материалов одной научно-практической конференции, я обратила внимание на
то, что в глазах многих ученых – социологов, философов, лингвистов – реальность
этого рода обретает подчас демонический образ беспощадно подчиняющей нас своей
воле картины мира. Она «представляет собой
насыщенную стереотипами, отчасти упрощенную и искаженную модель действительности, диктующую определенные нормы и правила
поведения и тем самым мотивирующую поведение людей в реальной жизни».
Обращение отечественных
гуманитариев к методологиям неклассической
науки стимулировало распространение конструкционистского подхода, что в свою
очередь еще больше укрепило взгляд на
медиа, как на выпущенного из кувшина своенравного джина. Символическая гиперреальность в силу своей самореферентности освобождает от
необходимости исследовать саму действительность, переводя взгляд ученых на техники
медиаконструирования. Наиболее естественно чувствуют себя на этом направлении
лингвисты, имея в своем распоряжении
эмпирический материал в виде «языкового бытия» человека. Часть авторов, отдавая дань мягкому конструкционизму, удерживают в своем поле зрения и социальный
контекст, и трансцендентную реальность медиа.
Последняя зачастую предстает как
симуляция действительности: «Следует
особо отметить: в современном обществе без средств массовой коммуникации
фактически невозможно развертывание любых социальных коллизий, - указывает
В.А.Ачкасова, - мало того, без них
нельзя организовать конфликт, поэтому они уже давно есть часть и одна из
фронтовых линий противоречий». «Глобальный рекламный миф строится на
первичности и априорности мира, сконструированного рекламными коммуникациями, -
отмечает Е.В.Николаева. – Вещи "под старину”, так же как и исторические
симулякры вроде египетских "папирусов” у
массового потребителя с успехом выполняют возложенную на них функцию приобщения
к "национальной истории”». С
этой точкой зрения солидарна Г.С.Пак: «Реклама, внося свою лепту в создание
виртуальной реальности, формируя опыт "общения”, или погружения в нее,
разрушает структуры повседневного мира, которые формировались столетиями, а то
и тысячелетиями». Приверженцы жесткого
конструкционизма среди авторов анализируемой подборки, такие как А.Н.Фортунатов, утверждают, что «СМИ не
просто узурпировали и уничтожили прежнюю
межличностную коммуникацию, которая тоже была основана на принципе
рекурсивности, но они стали вполне естественным, органичным и более масштабным
ее продолжением». Таким образом,
критический настрой исследователей по
отношению к массмедиа является наиболее заметным в ряду других
позиций. Ругать электронные, рекламные коммуникации и их «иллюзорную
реальность» стало даже чем-то вроде моды, признаком хорошего тона в воспитанном
обществе. Симптоматичны в связи с этим такие заголовки: «Медиа и развлечения:
необратимый синтез, происки злоумышленников или временное помрачение
аудитории?». «Способны ли масс-медиа
стать "фабрикой слухов?” О некоторых аспектах взаимоотношений межличностной и
массовой коммуникации».
|