И Тоффлер, и Маклюэн
Актуальность историко-антропологического подхода к изучению медиакультуры обусловлена прежде всего тем, что он, с нашей точки зрения, наиболее адекватен неклассической парадигме, заключающей в себе исследовательский потенциал для рассмотрения ставших, становящихся и потенциально возможных неклассических медиа. Вместе с тем существенным, а в некоторых сегментах жизни – решающим – фактором современной жизни остаются классические медиа, институционализированные в качестве организаций. Традиционные практики существования человека, связанные с его выживанием в отчужденной, конкурентной социальной среде, связанные с этим ментальные установки не могут быть изменены в одночасье. Данная предметная сфера продолжает достаточно плодотворно исследоваться с опорой на наработки классической науки. Вопрос заключается не в отрицании уже опробованных методологий, а в способности сохранить их в диалектическом единстве.
Практическая важность этого вопроса может быть проиллюстрирована на примере такого понятия, как «собственность на информацию». Его проблематизация в философском дискурсе осуществлена, в частности, И.А.Латыповым в докторской диссертации, успешно защищенной им в 2009 году в Уральском государственном университете. Искомое словосочетание прежде чем стать предметом теоретического осмысления, впервые упомянуто в нормативных документах по информационному праву. Рассматривая различные аспекты юридического освоения термина, названный автор указывает, что во вступившей в силу 1 января 2008 года четвертой части ГК РФ в качестве новоявленного объекта интеллектуальной собственности зафиксированы секреты производства (ноу-хау), которые характеризуются не только имплицитной информацией, но и неявным знанием. Представление доменных имен сайтов в качестве средств индивидуализации деятельности субъектов по производству товаров, работ и услуг также превращает эти доменные имена в объекты, соотносимые с интеллектуальной собственностью[1]. Все это свидетельствует о том, что символическое смыслообразующее пространство культуры стало сегодня неотъемлемой частью рыночных отношений, создавая риски для информационной безопасности индивида и общества. Объектами продажи, политики, а потому и манипулирования, становятся культурные коды, организующие жизненный мир человека. Сошлемся на индустрию культуры глянца, обобществляющую экзистенциальные стороны жизни публичных и непубличных личностей (Один из примеров – история с похоронами короля поп-музыки Майкла Джексона). Сошлемся на обратные примеры – вторжение социальных институтов в сферы, сопряженные с культурным достоянием, с национальной собственностью. Российский опыт в этой области - история с реформацией русского языка, когда стало возможным «черное кофе» по «дОговору».
Очевидно, что именно «информация», - понимаемая автором рассматриваемого исследования вслед за Н.Луманом и Г.Бейтсоном как некое различение, производящее различие в более позднем событии[2], - обладает тем эвристическим потенциалом, который достаточен для того, чтобы быть готовым и способным к поиску адекватных выходов из проблемных ситуаций, связанных с отношениями собственности. Существенно, что ряд сопутствующих концептов, хотя и сформирован на других направлениях философской мысли, уже «переведен» на язык социальной философии и культурологи в том числе и уральскими учеными. Так, информация-как-различение отсылает нас к пониманию реальности как безосновного безостановочно самопродуцирующегося текста с динамично меняющейся локализацией начал субъективности в множественных дисурсивных практиках. Мы получаем таким образом полисубъектное сетевое общество, процессуальная жизнедеятельность которого может быть описана средствами социальной гетерологии. Этот подход естественным образом лишает необходимости разведения вещного и не-вещного мира, поскольку в децентрированном, дифференцирующемся вне онтологизированных ценностных систем социальном универсуме все есть вещь и одновременно – не-вещь. Таким образом, логика этого размышления ведет нас к утверждению, что информация-как-различение применительно к описанию общества и общественных явлений выводит нас в пространство культуры как информационного выражения социума, как «наблюдателя наблюдений над тем, как осуществляются эти наблюдения», как воплощенного и постоянно воплощаемого в информации «опыта» и «проекта», «порядка» и «инновационного развития». И она же – культура во всех своих ипостасях, – выступает соответственно, главным «предъявителем», «пользователем» и «передатчиком» собственности на информацию-как-различение.
Если же в рассмотрении обозначенной проблемы упор сделать не на «информации», а на «собственность», как поступил названный автор, то перед нами возникает необходимость выхода за пределы вещных отношений. В рамках данной локальной задачи наиболее оптимальный вариант И.А.Латыповым был найден в виде категорий «духовное производство» и «духовная собственность», которые, как представляется, не обладают инновационным ресурсом, позволившим бы преодолеть классические схемы философствования. С одной стороны, в силу того, что «информация» согласно декларируемому диссертантом подходу, является таковой только в качестве внутрисистемного элемента, он и «духовную собственность» определяет как имманентную субъекту, утверждая, что «как духовное продолжение личности, духовная собственность едина с ее собственником и характеризует его самость…»[3]. С другой стороны, активированная в работе дуальная категориальная пара «духовное-материальное», отсылающая нас к «надстройке-базису», будучи включена в «несущий каркас» материалистического дискурса, не только не позволяет выйти за пределы вещного мира, напротив, наделяет «духовную собственность» чертами вещности. Степень ее объективации в социальном знании такова, что, если рассматривать «собственность на информацию» ее подвидом, то «информация» в таком случае оборачивается ни чем иным, как информационным продуктом. То есть когда мы говорим о средствах массовой информации, о проблеме доступа к информации, об информационной бедности, информационном богатстве, информационной безопасности и т.д., а также оперирует понятием информации, представленном в юридических документах, в том числе нормативных актах информационного права, мы фактически апеллируем к значению овеществленного информационного продукта.
В принципе охарактеризованная выше двойственная позиция, которую демонстрирует И.А.Латыпов в своем исследовании, сочетая разные ракурсы при рассмотрении предмета исследования, имеет основания. Они заложены в амбивалентности выражения социальной сущности человека - в виде процесса и дискретных форм, в виде имманентных индивиду и овнешвленных проявлений. Можно сказать, что аналогично тому, как волновая теория света не опровергает корпускулярную теорию, оказывается возможным также сочетание классических и неклассических подходов к обсуждаемой теме. Однако переход от понятия «информации-кванта» (если так обозначить информацию-как-различение), к понятию «информация-частица» (если так обозначить информационный продукт) и обратно - нуждается в тщательной прописанности этих переходов. В противном случае, вторгаясь «без объявления» с идеей «собственности на информацию» в герменевтико-феноменологическую ткань культурного семиозиса, мы рискуем уподобиться «продавцам воздуха» из известного фантастического романа Александра Беляева.
[1] См.: Латыпов И.А. Собственность на информацию как социально-философская проблема: Дис. на соиск. ученой ст.доктора филос.н. Екатеринбург, 2009.
Автор этих строк выступил одним из официальных оппонентов.
[2] Луман Н. реальность массмедиа. – М., 2005. С.34-35.